Паттерн "Фабричный метод" (Factory Method) — это один из самых популярных порождающих паттернов проектирования. Его главная идея — делегировать создание объектов дочерним классам. Вместо того чтобы вызывать оператор `new` напрямую в клиентском коде, мы вызываем специальный "фабричный" метод. Это позволяет системе оставаться гибкой: в будущем можно легко добавлять новые типы продуктов, не изменяя код, который их использует.
В этом тренажере мы разберем структуру паттерна, научимся определять его ключевые компоненты, соберем с нуля простую фабрику, исправим типичные ошибки в ее реализации и научимся предсказывать, какой объект будет создан в зависимости от переданных условий. Это поможет вам понять, как инкапсулировать логику создания объектов и сделать ваш код более расширяемым и поддерживаемым.
- Модуль 1: Основы синтаксиса PHP
- Модуль 2: Переменные и типы данных
- Модуль 3: Операторы
- Модуль 4: Условные конструкции
- Модуль 5: Циклы
- Модуль 6: Массивы
- Индексированные массивы.
- Ассоциативные массивы.
- Многомерные массивы.
- Добавление элементов в массив.
- Удаление элементов из массива.
- Функция count().
- Функция array_push() и array_pop().
- Функция array_shift() и array_unshift().
- Функция array_merge().
- Функция array_slice().
- Функция array_splice().
- Функция in_array().
- Функция array_search().
- Функция array_keys() и array_values().
- Функция array_unique().
- Функция array_reverse().
- Сортировка: sort(), rsort().
- Сортировка: asort(), arsort().
- Сортировка: ksort(), krsort().
- Функция array_map().
- Функция array_filter().
- Функция array_reduce().
- Функция array_walk().
- Функция array_column().
- Деструктуризация массивов.
- Модуль 7: Функции
- Объявление функций.
- Вызов функций.
- Параметры функций.
- Возврат значений return.
- Значения параметров по умолчанию.
- Передача по значению.
- Передача по ссылке.
- Переменное количество аргументов.
- Оператор распаковки ....
- Типизация параметров.
- Типизация возвращаемых значений.
- Nullable типы.
- Union типы (PHP 8).
- Именованные аргументы (PHP 8).
- Анонимные функции.
- Стрелочные функции.
- Замыкания и use.
- Рекурсивные функции.
- Глобальные переменные в функциях.
- Статические переменные в функциях.
- Модуль 8: Работа со строками
- Одинарные и двойные кавычки.
- Экранирование символов.
- Heredoc и Nowdoc синтаксис.
- Функция strlen().
- Функция substr().
- Функция str_replace().
- Функция strpos() и strrpos().
- Функция explode() и implode().
- Функция trim(), ltrim(), rtrim().
- Функция strtolower() и strtoupper().
- Функция ucfirst() и ucwords().
- Функция str_repeat().
- Модуль 9: Суперглобальные переменные
- Модуль 10: Работа с формами
- Модуль 11: Работа с файлами
- Модуль 12: Дата и время
- Модуль 13: Регулярные выражения
- Модуль 14: Сессии и Cookie
- Модуль 15: Include и Require
- Модуль 16: Объектно-ориентированное программирование
- Модуль 17: Пространства имен
- Модуль 18: Обработка ошибок и исключений
- Модуль 19: Работа с JSON и XML
- Модуль 20: Работа с базами данных MySQLi
- Модуль 21: PDO - PHP Data Objects
- Модуль 22: Composer и зависимости
- Модуль 23: cURL и HTTP запросы
- Модуль 24: REST API
- Модуль 25: Безопасность
- Модуль 26: Генераторы и итераторы
- Модуль 27: Reflection API
- Модуль 28: Работа с изображениями
- Модуль 29: Отправка email
- Модуль 30: Паттерны проектирования
- Singleton паттерн.
- Factory паттерн.
- Модуль 31: Тестирование
- Модуль 32: Продвинутые возможности PHP 8+
Сопоставьте компоненты Фабричного метода с их ролями
Паттерн "Фабричный метод" состоит из нескольких ключевых частей. Каждая выполняет свою уникальную роль. Сопоставьте название каждого компонента в левой колонке с его правильным описанием в правой колонке.
Определите интерфейс и продукт
Прежде чем создавать фабрику, нужно определить, что она будет производить. Заполните пропуски, чтобы создать интерфейс `Logger` и его конкретную реализацию `FileLogger`, которая будет соответствовать этому интерфейсу.
interface Logger
{
public function input1S(string $message);
}
class FileLogger input2S Logger
{
public function log(input3S $message)
{
echo "Logging to file: " . $message;
}
}Исправьте ошибку в объявлении фабрики
Вот абстрактная фабрика, которая объявляет метод для создания логгеров. Однако в коде есть ошибка, которая не позволит дочерним классам переопределить фабричный метод. Найдите и исправьте ее.
interface Logger { public function log(string $message);} abstract class LoggerFactory{ abstract private function createLogger(): Logger {}; public function logMessage(string $message): void { $logger = $this->createLogger(); $logger->log($message); }}Соберите простую фабрику автомобилей
Из перемешанных строк кода соберите полную рабочую реализацию паттерна "Фабричный метод". Код должен определять интерфейс, конкретный продукт, конкретную фабрику и вызывать ее для создания объекта. Некоторые строки могут быть лишними.
class Car implements Vehicle { public function drive() { echo "Driving a car..."; } }$carFactory = new CarFactory();interface Vehicle { public function drive(); }class CarFactory { public function createVehicle(): Vehicle { return new Car(); } }$car = $carFactory->createVehicle();$car->drive();<?phpreturn new Vehicle();class Truck { }Заполните логику фабрики уведомлений
Перед вами каркас фабрики, которая должна создавать разные типы уведомений (`EmailNotifier` или `SmsNotifier`) в зависимости от переданного типа. Заполните пропуски в `switch` конструкции, используя токены из банка.
class NotifierFactory
{
public function createNotifier(string $type): Notifier
{
switch ($type) {
input1S
input2S;
case 'sms':
return new SmsNotifier();
input3S
input4S("Unknown notifier type");
}
}
}Какой результат выведет код?
Проанализируйте код, который использует фабрику для создания геометрических фигур. Определите, какой объект будет создан и что выведет на экран вызов его метода. Впишите результат в поле ответа.
interface Shape {
public function draw();
}
class Circle implements Shape {
public function draw() { echo "Drawing a circle"; }
}
class Square implements Shape {
public function draw() { echo "Drawing a square"; }
}
class ShapeFactory {
public function createShape(string $type): Shape {
return match ($type) {
'circle' => new Circle(),
'square' => new Square(),
};
}
}
$factory = new ShapeFactory();
$shape = $factory->createShape('square');
$shape->draw();Найдите логическую ошибку в фабрике
Эта фабрика должна создавать разные объекты для подключения к базам данных. Однако из-за ошибки "копипаста" она всегда будет пытаться создать один и тот же тип объекта, даже если запрошен другой. Найдите и исправьте логическую ошибку в условии.
// ... (интерфейс Connection и классы MysqlConnection, PostgresConnection)class ConnectionFactory{ public function createConnection(string $driver): Connection { if ($driver === 'mysql') { return new MysqlConnection(); } elseif ($driver === 'mysql') { return new PostgresConnection(); } else { throw new Exception("Driver not supported."); } }}Распределите классы и интерфейсы по их ролям
Ниже представлен набор классов и интерфейсов из системы, использующей паттерн Фабричный метод. Распределите их по трем категориям: "Продукты" (конкретные классы), "Интерфейс продукта" (общий контракт) и "Создатель" (фабрика).
Что произойдет при вызове с неверным типом?
Фабрика умеет создавать объекты `PdfExporter` и `CsvExporter`. Что произойдет, если попытаться создать экспортер с типом 'xml', который не поддерживается фабрикой? Выберите правильный вариант.
class ExporterFactory
{
public function create(string $format): Exporter
{
switch ($format) {
case 'pdf':
return new PdfExporter();
case 'csv':
return new CsvExporter();
default:
throw new \InvalidArgumentException('Format not supported.');
}
}
}
$factory = new ExporterFactory();
$exporter = $factory->create('xml');