Этот тренажер посвящен побитовым операторам в PHP. На первый взгляд они могут показаться сложными и редко используемыми, но на самом деле это мощный инструмент для работы с правами доступа, флагами состояний и оптимизации некоторых вычислений. Мы начнем с основ — разберемся, что означает каждый оператор, а затем перейдем к практическим задачам. Ты научишься "читать" и "писать" данные на самом низком уровне — уровне битов. Задания построены так, чтобы постепенно погрузить тебя в тему: от простого сопоставления операторов до решения задач с битовыми флагами.
- Модуль 1: Основы синтаксиса PHP
- Модуль 2: Переменные и типы данных
- Модуль 3: Операторы
- Модуль 4: Условные конструкции
- Модуль 5: Циклы
- Модуль 6: Массивы
- Индексированные массивы.
- Ассоциативные массивы.
- Многомерные массивы.
- Добавление элементов в массив.
- Удаление элементов из массива.
- Функция count().
- Функция array_push() и array_pop().
- Функция array_shift() и array_unshift().
- Функция array_merge().
- Функция array_slice().
- Функция array_splice().
- Функция in_array().
- Функция array_search().
- Функция array_keys() и array_values().
- Функция array_unique().
- Функция array_reverse().
- Сортировка: sort(), rsort().
- Сортировка: asort(), arsort().
- Сортировка: ksort(), krsort().
- Функция array_map().
- Функция array_filter().
- Функция array_reduce().
- Функция array_walk().
- Функция array_column().
- Деструктуризация массивов.
- Модуль 7: Функции
- Объявление функций.
- Вызов функций.
- Параметры функций.
- Возврат значений return.
- Значения параметров по умолчанию.
- Передача по значению.
- Передача по ссылке.
- Переменное количество аргументов.
- Оператор распаковки ....
- Типизация параметров.
- Типизация возвращаемых значений.
- Nullable типы.
- Union типы (PHP 8).
- Именованные аргументы (PHP 8).
- Анонимные функции.
- Стрелочные функции.
- Замыкания и use.
- Рекурсивные функции.
- Глобальные переменные в функциях.
- Статические переменные в функциях.
- Модуль 8: Работа со строками
- Одинарные и двойные кавычки.
- Экранирование символов.
- Heredoc и Nowdoc синтаксис.
- Функция strlen().
- Функция substr().
- Функция str_replace().
- Функция strpos() и strrpos().
- Функция explode() и implode().
- Функция trim(), ltrim(), rtrim().
- Функция strtolower() и strtoupper().
- Функция ucfirst() и ucwords().
- Функция str_repeat().
- Модуль 9: Суперглобальные переменные
- Модуль 10: Работа с формами
- Модуль 11: Работа с файлами
- Модуль 12: Дата и время
- Модуль 13: Регулярные выражения
- Модуль 14: Сессии и Cookie
- Модуль 15: Include и Require
- Модуль 16: Объектно-ориентированное программирование
- Модуль 17: Пространства имен
- Модуль 18: Обработка ошибок и исключений
- Модуль 19: Работа с JSON и XML
- Модуль 20: Работа с базами данных MySQLi
- Модуль 21: PDO - PHP Data Objects
- Модуль 22: Composer и зависимости
- Модуль 23: cURL и HTTP запросы
- Модуль 24: REST API
- Модуль 25: Безопасность
- Модуль 26: Генераторы и итераторы
- Модуль 27: Reflection API
- Модуль 28: Работа с изображениями
- Модуль 29: Отправка email
- Модуль 30: Паттерны проектирования
- Модуль 31: Тестирование
- Модуль 32: Продвинутые возможности PHP 8+
Сопоставьте оператор и его название
Для начала давайте разберемся в базовой терминологии. Перед вами четыре основных побитовых оператора и их названия. Ваша задача — правильно сопоставить символ оператора с его полным названием, перетащив элементы из правой колонки.
| (Вертикальная черта)^ (Карет)~ (Тильда)& (Амперсанд)Результат операции "И" (AND)
Оператор `&` (Побитовое "И") сравнивает биты двух чисел. Если оба бита на одной и той же позиции равны 1, то результирующий бит тоже будет 1. В противном случае — 0. Предскажите, что выведет данный код.
echo 5 & 3;Результат операции "ИЛИ" (OR)
Оператор `|` (Побитовое "ИЛИ") также сравнивает биты. Если хотя бы один из битов на одной и той же позиции равен 1, то результирующий бит будет 1. Иначе — 0. Выберите правильный результат выполнения кода.
echo 6 | 3;Результат операции "Исключающее ИЛИ" (XOR)
Оператор `^` (Исключающее "ИЛИ") возвращает 1, если биты на одной позиции различаются, и 0, если они одинаковы. Это полезно для переключения флагов. Укажите, что выведет этот код.
echo 10 ^ 12;Проверка флага доступа
Побитовые операторы часто используются для управления правами доступа. У нас есть переменная `$permissions`, хранящая набор прав пользователя, и константа `PERM_WRITE`, представляющая право на запись. Вставьте правильный оператор, чтобы проверить, есть ли у пользователя это право.
define('PERM_READ', 1); // 001
define('PERM_WRITE', 2); // 010
define('PERM_EXECUTE', 4); // 100
// У пользователя есть права на чтение и выполнение
$permissions = 5; // 101
// Проверяем право на запись
if ($permissions input1S PERM_WRITE) {
echo "Доступ на запись разрешен";
} else {
echo "Доступ на запись запрещен";
}Исправьте ошибку в проверке прав
В этом коде допущена частая ошибка новичков. Вместо побитового оператора для проверки флага используется логический. Из-за этого проверка работает некорректно. Найдите и исправьте ошибку в строке с условием `if`.
define('CAN_DELETE', 8); // 1000 $user_permissions = 10; // 1010 (права на запись и удаление) // Проверяем, есть ли право на удалениеif ($user_permissions && CAN_DELETE) { echo "Пользователь может удалять.";}Сдвиг влево
Оператор сдвига влево `<<` сдвигает все биты числа на указанное количество позиций влево, заполняя освободившиеся справа места нулями. Это быстрый способ умножения на степень двойки. Что выведет код?
echo 5 << 2;Сдвиг вправо
Оператор сдвига вправо `>>` работает наоборот: сдвигает биты вправо. "Выпадающие" справа биты отбрасываются. Это эквивалентно целочисленному делению на степень двойки. Какой будет результат?
echo 20 >> 1;Установка и снятие флага
Теперь объединим знания. Ваша задача — добавить флаг `FLAG_B` к переменной `$flags`, а затем снять его. Используйте операторы из банка, чтобы правильно выполнить обе операции. Перетащите нужные операторы в пропуски.
const FLAG_A = 1; // 001
const FLAG_B = 2; // 010
const FLAG_C = 4; // 100
$flags = FLAG_A | FLAG_C; // Изначально 5 (101)
// 1. Добавляем FLAG_B
$flags = $flags input1S FLAG_B;
// 2. Снимаем FLAG_B, оставляя остальные
$flags = $flags input2S (input3S FLAG_B);
echo $flags;